Руки прочь от кремля!

(Решается)
Руки прочь от кремля!

Рязанские градозащитники борются с властями, пытаясь спасти историческую часть города от застройки

8 января в рязанском гайд-парке собралось на митинг шесть градозащитников. Двадцатиградусный мороз проведению мероприятия не помешал – расположившись у памятника Советско-польскому братству по оружию, общественники и члены регионального ВООПИиКа (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры) развернули плакаты «Требуем отставки Малкова», «Малков, руки прочь от кремля», «Малков, руки прочь от Циолковского».


Несколько человек выступили с речами – говорили о самых острых градозащитных проблемах и, прежде всего, о спасении от застройки главной архитектурной жемчужины региона – Рязанского кремля.

О том, что в зоне охраняемого ландшафта памятника федерального значения планируется возвести ЖК «Коловрат Великий», рассчитанный на проживание 5,5 тысяч человек, жители города узнали в 2022 году. В конце декабря 2023 года власти своеобразно «поздравили» всех ценителей старины рязанской, подкрепив намерение выдачей разрешения на строительство жилого комплекса. Так что вскоре всего в двух километрах от кремлевского ансамбля могут появиться 16 восьмиэтажных домов. «Сделать так, чтобы они не появились – наш гражданский долг», – уверены участники акции.

Тасуя карты…

«Все сохранившиеся российские кремли находятся в окружении застройки. И только у нас туристы получают уникальную возможность любоваться первозданным природным ландшафтом, таким же, какой он был в древности. Люди приезжают и говорят: «Мы нигде не видели таких просторов!». Стеной многоэтажек будет перекрыт и величественный вид на кремль с фарватера и поймы Оки. А ведь это и есть то самое рязанское раздолье с живописными заливными лугами, воспетое Есениным. Зачем губить такую красоту?» – недоумевает краевед, председатель Совета Рязанского регионального отделения ВООПИиК Андрей Петруцкий.

Зона охраняемого ландшафта Рязанского кремля, по словам краеведа, составляет пять километров в сторону Оки. Границы зоны были определены еще в советское время. Институт «Гипрогор» разработал два проекта охранных зон памятников истории и культуры Рязани – в 1978 и в 1984 годах. Утвердили их в 1986 году, подчеркнув, что они оба представляют собой единое целое, и рассматривать их нужно, как один документ.

В зоне регулируемого ландшафта кремля (так она тогда называлась) было запрещено капитальное строительство, разрешалось только воссоздавать историческую застройку рубежа XIX-XX веков с ограничением по высоте до трех этажей. Два «диссонансных объекта» – речной порт и шпалопропиточный завод, появившиеся в заливных лугах десятилетиями раньше, – гипрогоровцы настоятельно рекомендовали вывести из границ заповедной поймы.

С наступлением 1990-х рязанцам стало не до восстановления архитектурных гармоний, зато к концу нулевых проблема «диссонансов» решилась сама собой: речной порт захирел, а шпалопропиточный завод и вовсе приказал долго жить.

Но разве пустующая промзона посреди природного оазиса могла остаться без внимания сильных мира сего? Вполне ожидаемо, что инвесторы положили на нее глаз. Однако воплощению амбициозных планов мешал тот самый документ советских лет, который, так уж получилось, и после развала Союза оставался единственным законным ориентиром для рязанцев.

Тогда чиновники заявили, что на карте 1984 года часть шпалопропиточного завода в зону регулируемого ландшафта не попала. Значит, ее они и отдадут под застройку 27-метровыми строениями. Градозащитники объяснили, что в проекте 1984 года границы зоны охраны указаны не точно – из-за режима секретности часть территории просто «выпала». Поэтому надо пользоваться не усеченной, а полной картой местности, которая есть в проекте 1978 года. И она подтверждает правоту защитников кремля: строить на месте промзоны что-то выше десяти метров запрещено.

Чиновникам это объяснение не понравилось, и они сообщили общественности, что… потеряли текстовую версию проекта 1978 года, поэтому будут руководствоваться тем, что есть в проекте 1984 года.

Чтобы добавить убедительности своей позиции, тогдашний мэр города Елена Сорокина и губернатор Павел Малков решили провести свою экспертизу – визуальную. По словам градозащитников, Малков и Сорокина приехали на бывшую заводскую территорию, походили по ней и сделали заключение: нет, отсюда кремль не видно.

«Но это же абсурд! Там кусты, деревья. Конечно им ничего не будет видно. А если бы они поднялись на высоту 27 метров, они бы прекрасно увидели кремль, и их бы увидели из кремля», – говорит Петруцкий.

Опасная зона

Члены рязанского ВООПИиКа пытались увещевать мэра, призывали задуматься: «кем запомнимся мы потомкам – не хищными ли и оголтелыми накопителями?». Обращаясь к Сорокиной с открытым письмом в соцсетях, градозащитники подчеркивали, что «попрание Рязанского кремля в угоду застройщикам является ничем иным как подрывом доверия к институтам государственной власти».

«Деньги, власть и безнаказанность! Вот девиз тех, кто сегодня уничтожает не только Рязань, но и Российское государство. Елена Борисовна, сегодня выбор за Вами», – с надеждой взывали к градоначальнице воопиковцы.

В начале ноября 2022 года в Рязани были проведены публичные слушания проекта по застройке среднеэтажными домами территории шпалопропиточного завода. В зал попали только «свои». Градозащитников «заблокировали» на входе неизвестные. Да еще и яйцами закидали.

Через три недели Сорокина изменила вид разрешенного использования земельных участков, переведя их в категорию «среднеэтажная жилая застройка».

Общественники забили во все колокола: это решение может обернуться не только видовой и архитектурной, но и экологической катастрофой, поскольку почва в промзоне отравлена ядовитыми веществами.

«Мы скинулись и за свои деньги сделали экспертизу: в пробах грунта на месте пропитки шпал креозотом нашли превышение ПДК по бензапирену (химическое вещество первого класса опасности – прим. ред.) в 210 раз! А что там в глубине, даже не знаем», – говорит Андрей Петруцкий.

Краевед обращает внимание на то, что в таких случаях необходимо заключение государственной экологической экспертизы. Однако рязанцам предложили вместо этого экспертизу, выполненную частной конторой. Да, она предполагает рекультивацию земель, снятие четырехметрового слоя грунта (более 70 тысяч кубометров почвы) и вывоз на специальный полигон. Но частная экспертиза государственную все равно не заменит.

Общественники добились того, что 4 февраля 2023 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по статье 293 УК РФ (халатность) в отношении должностных лиц рязанской мэрии. Этому предшествовала проверка «в связи с возможным нарушением санитарно-эпидемиологических норм при строительстве жилого комплекса в Рязани». По версии следствия, решение властей о переводе промышленной площадки под среднеэтажную застройку могло быть принято незаконно.

26 мая 2023 года мэр Сорокина написала заявление об увольнении по собственному желанию.

Однако расследование продолжается – в ноябре 2023 года глава Следкома РФ Бастрыкин еще раз запросил материалы дела. Впрочем, как выясняется, это совершенно не помешало чиновникам перейти на новый уровень и выдать под новый год разрешение на строительство «Коловрата Великого».

Прикрываются они, по словам градозащитников, судебным решением. Некоторое время назад, рассказывает Петруцкий, два жителя Рязани, якобы радея о судьбе кремля, подали в суд иск с требованием признать застройку промзоны незаконной. Однако судебный процесс они проиграли, поскольку никаких существенных доказательств Фемиде не предоставили, да, по всей вероятности, не сильно-то и хотели их предоставить. Воопиковцы предполагают, что между заявителями и теми, кто мечтает освоить земли с видом на кремль, имела место какая-то закулисная договоренность.

«Иначе зачем застройщик провел одному из истцов бесплатно газ в дом? Он тебе – газ, а ты на него – в суд?» – размышляет вслух Петруцкий.

Спасти дом Циолковского…

Держать удар градозащитники давно привыкли. При одном из губернаторов, Олеге Ковалеве (занимал пост с 2008 по 2017 годы – прим.ред.), власти с памятниками не церемонились и покушались начать стройку на территории самого кремля. Затем управлять регионом пришел Николай Любимов (губернаторствовал с 2017 по 2022 годы – прим.ред.). У него было историческое образование, поэтому, по словам общественников, Любимов старину щадил и уважал. При нем Рязань включили в перечень исторических поселений и разработали градостроительные регламенты для исторического центра. Все это должно способствовать сохранению уникального архитектурного облика старой Рязани, складывавшегося столетиями.

«Это был большой шаг вперед в вопросах сохранения культурно-исторического наследия. Но уже тогда застройщики прямо нам говорили: ваше время кончается. Скоро придет наше время, и мы все вернем назад», – рассказывает Андрей Петруцкий.

Действительно, с приходом в мае 2022 года Павла Малкова приоритеты резко изменились.

«Найти деньги на реставрацию погибающих памятников в Рязани не могут. А заплатить за исключение объектов из госреестра – пожалуйста!» – возмущался в ноябре 2023 года в соцсетях «воопиковец», заместитель Петруцкого, Игорь Кочетков.

Его негодование легко понять: некоторое время назад правительство Рязанской области выделило из бюджета 6,75 млн рублей для того, чтобы провести историко-культурную экспертизу шести объектов. Причем, как предполагают градозащитники, конечная цель чиновников – это исключение памятников из государственного реестра на том основании, что они утрачены или потеряли историко-архитектурное значение.

«Это больной вопрос для нас, – вздыхает Андрей Петруцкий. – Три из шести объектов были снесены, и на их месте стоят жилые многоэтажки. Тут уже ничего не поделать. Но вот за три других памятника мы готовы бороться».

Речь идет о доме Циолковского на Садовой, и двух жилых домах первой половины XIX века на улице Щедрина (NN 17 и 44). Дом Циолковского, в котором ученый жил в 1878-1879 годах и где впервые провел свои знаменитые опыты с центрифугой, доказав, что живой организм сможет выдержать полет в космос, еще в 1996 году сгорел. Впоследствии землю под ним продали частнику. Дом N17 по улице Щедрина снесен, к дому N44 приделана современная пристройка.

По словам Петруцкого, даже в первых двух случаях, когда остались только, условно говоря, фундаменты, объекты нельзя исключать из реестра

«Это мемориальные места, на них ничего не стоит. Пусть остаются в реестре. Тогда через годы их можно будет восстановить», – убежден Андрей Петруцкий.

Он добавляет, что вообще-то за эту сумму – в 6,75 млн можно было запросто вернуть городу дом Циолковского. Но восстановление деревянных домов-памятников власти явно не вдохновляет, зато ищутся любые лазейки, позволяющие обходить регламенты. И способствует этому отсутствие Генплана Рязани (прежний действовал только до 2020 года). Самый большой страх рязанских градозащитников – застройка исторического сердца города, так хорошо сохранившего дух минувших столетий, «агрессивными высотками». Но, похоже, начало этому положено: первый 75-метровый бизнес-центр уже возводится.

«Пятая колонна» градолюбов

Петруцкий считает, что по каждому из утраченных памятников федерального, регионального и муниципального значения (а таковых в Рязани немало) нужно провести тщательное расследование:

«Если власть хочет быть честной перед людьми, желает блага своему народу, надо раскопать, кто разрешил их сносить, кто продал землю, возбудить уголовные дела, обнародовать фамилии людей. Возможно, за сроком давности никто не понесет наказания, но расследовать необходимо. Это же преступники! Все, что безнаказанно прошло один раз, пройдет и в другой», – категоричен краевед.

Естественно, градозащитники – митингующие, досаждающие заявлениями о нарушениях, не желающие идти на компромиссы – чиновников раздражают.

«Губернатор на неофициальных встречах говорит, что рязанский ВООПИиК – это оппозиция, «пятая колонна», идущая против власти. Распускаются слухи. В Москве мы слышим от коллег: а вы знаете, что глава региона о вас очень негативного мнения? – рассказывает Андрей Петруцкий. – Мы к Малкову обращаемся, но всякий раз получаем формальные отписки. Причем, нам ни разу не ответил он сам – только его заместители. И суть ответов сводилась к тому, что все законно, что мы имеем право и ничего не нарушили. Все решения о застройке Рязани принимает правительство Рязанской области на градостроительном совете с застройщиками. Потом дают команду администрации города. У мэрии еще при Ковалеве изъяли в пользу области полномочия по распоряжению муниципальной землей. Для пресечения «коррупции». Поэтому мы и выдвигаем на митингах требование – отправить в отставку Малкова».

К слову, это далеко не первая градозащитная акция в Рязани, устроенная общественниками и воопиковцами. Обычно такие мероприятия немноголюдны и собирают, в лучшем случае, до полусотни человек. Но Андрея Петруцкого это не расстраивает.

«Мы приглашаем всех, кого волнует будущее Рязани. Но нам и не нужно много людей. Главное – показать, что есть проблемы и что <властям> от них не скрыться. Нужно быть честными с людьми».

«Обычно нам говорят: вы мешаете развивать город. Но какое может быть развитие, если, по моему мнению, речь идет об уничтожении памятников? Я добивался личного приема у губернатора, у вице-губернатора, но получал ответы, что они заняты. Когда <чиновники> не хотят с общественниками обсуждать проблемы, у меня возникает вопрос: а зачем вам там тогда находиться? – говорит житель Рязани Эдуард Щаулин. – Мы уже не раз отстаивали свое культурное наследие. Кремль ведь не застроили, хотя такие проекты продвигались, и олигархи уже прикидывали, что где будет. Вот и сейчас они также прут, а мы стоим на защите».

Активистка Наталья, иногда бывающая на градозащитных акциях, не столь оптимистична: «Рязань – это родина моих предков. Печально видеть, что город погряз в проблемах и опускается все глубже. У нас продолжают править одни и те же родственно-дружеские кланы, повязанные круговой порукой. Можем ли мы что-то изменить в этой ситуации? Не знаю. Однако не пытаться – нельзя».


Фотографии взяты из паблика рязанского отделения ВООПИиК в сети ВК.

Заметили неточность или хотите дополнить? Сообщите редакции или автору!
Поделиться:
Материалы по проблеме:

    В Рязани провели пикет в защиту кремлевских земель от застройки

    018
    08 января 2024, 08:44
    08 января 2024

    Шесть жителей Рязани вышли в гайд-парк на акцию против строительства жилого микрорайона с гостиницей в зоне охраняемого ландшафта Рязанского кремля. По мнению митингующих, застройка нарушает закон.

    Градозащитники напомнили о важности сохранения культурного наследия и призвали отправить в отставку губернатора Павла Малкова и других чиновников, которые, как считают общественники, заинтересованы больше не в восстановлении памятников, а в лишении их охранного статуса, как, например, это происходит с домом Циолковского. На освобождающихся местах в историческом центре Рязани, предположили участники акции, со временем могут возникнуть «агрессивные высотки».


    Градозащитники отметили, что уже не первый раз безуспешно пытаются согласовать проведение акции на центральных площадях города. Сотрудники администрации в отказах ссылаются на то, что якобы все главные площадки Рязани в указанный день «забронированы» под другие мероприятия.

Activatica в социальных сетях: