15 августа издание The Insider опубликовало расследование о серии отравлений. Авторы материала поговорили с двумя российскими журналистками - Еленой Костюченко и Ириной Баблоян, а также с главой фонда «Свободная Россия» Натальей Арно. Все три женщины наблюдали у себя странные симптомы, а результаты их анализов указывают на возможное отравление.
Сразу после начала войны журналистка «Новой газеты» Елена Костюченко поехала в Украину. В течение нескольких недель она писала репортажи о военных действиях, обстрелах, похищениях и пытках. Она нелегально проехала на оккупированные территории и едва не попала в руки кадыровцев при попытке поехать в Мариуполь. Возвращаться в Россию ей фактически запретил главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, сказав, что её могут убить.
В октябре 2022 года Елена Костюченко находилась в Германии и собиралась ехать в Иран. Однако во время поездки из Мюнхена в Берлин журналистке стало плохо. Сперва она списала недомогание на перенесенный ковид, но ее самочувствие стремительно ухудшалось. Спустя десять дней журналистка смогла сдать анализы. В ее крови обнаружили пятикратное превышение нормы по двум печеночным ферментам. Немецкие врачи последовательно исключили несколько диагнозов (вирусный гепатит, аутоиммунные заболевания, осложненный пиелонефрит). В итоге медики предположили, что журналистку могли отравить.
Елена Костюченко обратилась в полицию и сдала анализы в клинике «Шарите». Результаты анализов журналистке не сообщили.
2 мая 2023 года глава фонда «Свободная Россия» Наталия Арно участвовала в непубличном мероприятии в Праге. Когда активистка вернулась в отель, ее номер оказался открыт, а внутри пахло (как предположила Арно) каким-то парфюмом. Ночью активистка проснулась от ужасной боли в деснах и языке. В последующие дни женщина страдала от сильной боли, онемения конечностей и нарушений зрения. Токсикологическая экспертиза в США показала, что Наталия Арно была отравлена нейротоксическим веществом. Расследование этого случая продолжается.
В октябре 2022 года журналистка «Эха Москвы» Ирина Баблоян переехала из Москвы в Тбилиси. 25 октября женщина почувствовала недомогание. Двое суток спустя у журналистки появилось сильное жжение в ладонях, а руки стали багровыми. По дороге в Ереван ее состояние ухудшилось – появилась спутанность сознания и тошнота. Несколько месяцев спустя журналистка переехала в Берлин и сдала кровь для токсикологического анализа в «Шарите». Однако позже врачи ей сказали, что образцы крови якобы «потерялись».
Все три случая опрошенные The Insider эксперты склонны считать последствиями отравлений хлорорганическими соединениями.
Фото: ostpol.de