В Зеленоградске не нашли строителей кошкиных домиков
В администрации Зеленоградского городского округа признали несостоявшимся третий конкурс на благоустройство сквера с домиками для кошек на Курортном проспекте. На реализацию проекта из бюджета курортного города в окрестностях Калининграда планировалось выделить 5.2 млн.руб. Как сообщает «Новый Калининград», по окончании срока для заявок в аукционе не было подано ни одной. Так же закончились и предыдущие два конкурса. Проект включает скамейки, урны, освещение, четыре домика для кошек, видеокамеры и стеклянный забор высотой 1,7 м с входами для обслуживающего персонала и животных.
Первым известным «котопроектом» Зеленоградска, прозванного столицей кошек, стал арт-музей «Мурариум», открытый в 2000-х годах в водонапорной башне Ириной Клочковой. Сейчас там бывает до 1000 посетителей ежедневно. Заметив интерес туристов к кошкам, в 2018 году администрация ввела должность «котошефа», который должен был кормить бездомных животных в центре Зеленоградска. Им стала бывшая пограничница и зооволонтёр Светлана Логунова. Ей выдали форму и назначили зарплату — не дотягивающую, впрочем, даже до прожиточного минимума.
По просьбам зоозащитников городские власти установили несколько уличных домиков для бездомных кошек, но их не хватает. С тех пор, как жители Калининграда и области узнали об активном зооволонтёрском движении в Зеленоградске, привозить и подбрасывать бездомных животных туда начали со всего эксклава.
Светлана Логунова предложила построить домики для кошек на деревьях, где животные подвергались бы меньшей опасности, чем на земле, но эта идея была проигнорирована. Чиновники разработали другую концепцию, реализовать которую никто не спешит.
Фото: Марина Огриско
Интернет пестрит восторженными отзывами о Зеленоградске: кошки, по мнению приезжих, живут в отличных условиях. В городе, где фигурками кошек украшены улицы и даже светофоры, живым кошкам на самом деле приходится нелегко. Так, лишь в одном домике в сквере «Котофейня» есть матрас с подогревом, и кошки буквально дерутся за него.
По разным оценкам, бездомных кошек в Зеленоградске от 200 до примерно 250, некоторых из них удаётся пристроить, но жители подкидывают новых. По словам одной из местных жительниц, кто-то даже не ленится приезжать из отдалённых уголков области, чтобы выкинуть животное в центре курортного городка. Многие кошки — престарелые или больные, и их лечение ложится на плечи зоовоолонтёров.
В волонтёрской среде могут рассказать о вещах, которые, как правило, ускользают от внимания туристов, например, о чумке и кошачьем коронавирусе среди бездомных. Он не идентичен Covid-19, безопасен для людей и за всю кошачью жизнь может никак не проявляться, но периодически мутирует в тяжёлое заболевание – FIP или инфекционный перитонит кошек, который до недавнего времени не поддавался лечению. Сейчас препараты от FIP существуют, но лечение стоит очень дорого, и волонтёры вынуждены объявлять сбор на спасение кошек. Чем больше животных в Зеленоградске, тем выше их вероятность заразиться коронавирусом.
В кошачьих домиках зимой холодно. Фото: Анастасия Власова
Зеленоградские волонтёры умоляют жителей области не привозить животных: котята болеют и умирают в холода, но их всё равно оставляют на улице в коробках; кошки часто погибают от собак или под колёсами машин. По словам зоозащитницы Натальи Соседовой, кошки с зеленоградского кладбища выживают лишь благодаря женщине, которая регулярно их кормит, хотя сама нуждается в деньгах.
Просьбы «не спихивать животных» в Зеленоградск раздаются и в пабликах Калининграда, посвящённых пристрою кошек: «Кошкин дом 39» и «Последний шанс на жизнь. Бездомные животные». Почему-то множество людей думает, что в Зеленоградске есть муниципальный приют, или путает с приютом увиденные на улице домики.
«Особенно не увидели в Зеленоградске любовь к кошкам. Устроили улицу для шоу, а в реальности страшно. Нужно, наверное, закрыть это шоу. Единицы только стараются помочь животным», — отмечает комментатор на сайте Severreal.org. Жительница Ленинградского района Калининграда Наталья А., которая кормит и стерилизует бездомных кошек, а также подкармливала животных в Зеленоградске, считает, что проект «со стеклянной стеной» точно так же является частью шоу для туристов, поэтому местные застройщики не могут воспринять его всерьёз.
Зеленоградские кошки на улице зимой. Фото: Анна Прокофьева
«Это ещё и банальное отмывание денег, вот никто и не берётся, — заявила Наталья. — Какой смысл тратить такие суммы, лучше бы потратили 5 миллионов на стерилизацию. В области множество кошек бесконтрольно плодится. Меня вообще смущает стеклянная стена, очень странный проект. Это чтобы туристы могли лучше кошек рассмотреть? Такое шоу за стеклом? В итоге имеем очередной проект для привлечения приезжих и оседания денег в карманах чиновников. Вон даже на изображение кошек на канализационных люках потратились, чтобы туристы любовались. А сколько на эти деньги можно было привить и простерилизовать кошек?».
«Кошачий люк» на зеленоградской улице. Фото: Лариса Семёнова
«Я бы на такое на месте властей денег не дала, — полагает Ирина Ф., несколько лет помогающая волонтёрам и пристраивающая бездомных кошек на передержки. — Если бы муниципальный приют построили, другое дело».
«Насколько я знаю, некоторые зоозащитники против этого проекта, — сказала корреспонденту «Активатики» зооволонтёр из Калининграда Екатерина Скорикова. — Ведь если домиков в Зеленоградске будет больше, туда станут свозить ещё больше кошек, и город утонет в бездомных животных, которых не на что кормить и лечить».
Дозвониться до пресс-центра зеленоградской администрации и взять у чиновников комментарий не удалось. Так или иначе, строительство муниципального приюта, который многие зооволонтёры и их помощники видят эффективной альтернативой «проекта стеклянной стены», пока не предвидится. Приют — это другие деньги и другой уровень ответственности.
Фото: журнал «Культурная столица»