«Свободу Алсынову!» суд на активистом всколыхнул Башкортостан
Суд над башкирским активистом Фаилем Алсыновым проходил в небольшом городке Баймак, расположенном на юге республики в шести часах езды от Уфы. Чтобы добраться на заседание 15 января, люди выезжали еще с вечера, кооперировались друг с другом в региональных чатах, собирали деньги на проезд. В результате утром 15 января около здания суда собралось не меньше трех тысяч человек. Люди встретили Фаиля Алсынова аплодисментами и лозунгами в его поддержку. Позже в разговоре с журналистами активист признался, что не ожидал настолько мощной поддержки.
Несмотря на двадцатиградусный мороз, люди не расходились вплоть до конца судебного заседания. При этом суд охраняло всего несколько сотрудников полиции. Не ожидавшие такой крупной акции власти республики не успели стянуть в город силовиков или посчитали эту меру избыточной.
Протестующие в свою очередь не спорили с полицейскими и призывали друг друга вести себя спокойно, не поддаваясь на возможные провокации. Пока шел суд, люди обсуждали положение дел в регионе и критиковали Радия Хабирова. Один из выступавших активистов даже предложил ввести в Башкортостане внешнее управление, но его идею многие восприняли неоднозначно.
Вопреки ожиданиям, в тот день суд не стал оглашать приговор. Фаиль Алсынов вышел к своим сторонникам и на башкирском языке поблагодарил всех собравшихся за неравнодушие.
Следующее судебное заседание назначили на утро 17 января. Накануне суда силовики начали задерживать активистов. Сотрудники ФСБ задержали активистов Ильнара Галина, Юлая Аралбаева и Рафаил Абдрахманов. Кроме того, представившиеся полицейскими неизвестные люди несколько часов ломились в квартиру к активисту Ильдару Юмагулову. В Баймаке начались перебои с мобильным интернетом, по всей республике фиксировались сбои в работе популярных мессенджеров и социальных сетей, а администрация telegram неожиданно заблокировала каналы нескольких известных башкирских активистов и независимых изданий.
Утром в день вынесения приговора возле суда стояло несколько автобусов с бойцами ОМОНа и СОБРа в полном обмундировании. Однако число собравшихся возле суда оказалось даже немногим больше, чем за два дня до этого. Люди скандировали лозунги на русском и башкирском языке, требуя справедливого оправдательного приговора. Но, вопреки надеждам собравшихся, судья Элина Тагирова приговорила Фаиля Алсынова к четырем годам колонии общего режима, вместо запрашиваемых гособвинением четырех лет колонии-поселения.
Фото: активисты
Когда новость о суровом приговоре стала известна людям на улице, среди собравшихся прокатилась волна возмущения. Участники схода стали требовать пересмотра приговора, а силовики начали оттеснять людей от ворот, из которых должна была выехать машина с Фаилем Алсыновым. Вскоре начались первые задержания. Нескольких человек повалили лицом в снег, а двоих сильно избили дубинками – к ним приехала скорая помощь.
«Бьют мужчин беспощадно. Дубинками бьют по голове и спине. Из толпы в ответ кидают снегом. Людей арестовывали, задержали где-то человек пять. Силовики со щитами вытаскивают из толпы и уводят людей. Кто-то отходит и люди меняются местами. Участвуют все возрасты, но оборону в основном держат молодые и мужчины среднего возраста. Детей и стариков просят отойти. Держащие оборону отходят, греются и возвращаются. Ждут Алсынова, возможно, хотят спасти от силовиков», – рассказала журналистам одна из участниц схода возле суда.
Вскоре обстановка стала накаляться. Силовики распылили слезоточивый газ и стали оттеснять протестующих от автобусов, активно применяя щиты и дубинки. В ответ в ОМОН полетели снежки и отколотые куски льда. Многие участники схода жалуются на проблемы с дыханием и головную боль. По сообщениям очевидцев, в город прибыло подкрепление из сотрудников росгвардии. В какой-то момент командир ОМОНа даже пошел на переговоры с протестующими, лично убеждая их разойтись. В ответ у силовиков потребовали отпустить задержанных, которых на тот момент насчитывалось от семи до двадцати человек.
На кадрах с места событий видны взрывы светошумовых гранат и потасовки протестующих с вооруженными дубинками сотрудниками ОМОНа и СОБРа. По сообщениям СМИ, полиция возбудила уголовное дело о массовых беспорядках.
Кто такой Фаиль Алсынов и почему его так поддерживают
Мы поговорили с соратниками Фаиля Алсынова и местными активистами, изучили публикации в региональных медиа и прочитали сотни комментариев в социальных сетях чтобы понять, как суд над активистом вызвал столь сильную общественную реакцию, и почему произошедшее правильнее считать не спонтанной вспышкой народного недовольства, а проявлением многих серьёзных процессов, которые разворачивались в республике в последние годы и даже десятилетия.
На протяжении последних лет одним из направлений деятельности Фаиля Алсынова была борьба против нелегальных и полулегальных карьеров по добыче полезных ископаемых. Активист обращал внимание властей, что нелегальная добыча песка, камня и золота наносит огромный вред природе и здоровью местного населения. Владельцы таких карьеров крайне редко озабочены соблюдением экологических норм. На работу они чаще всего нанимают приезжих или иностранных трудовых мигрантов, а после окончания разработки почти никогда не проводят необходимую рекультивацию земель.
В начале своего пребывания в должности новый глава республики Радий Хабиров обещал разобраться с нелегальными карьерами. Однако, по большей части, его заявления остались только словами, а на территории республики стали появляться все новые и новые разработки. В апреле 2023 года Фаиль Алсынов участвовал в народном сходе против карьера в селе Ишмурзино. Выступая на башкирском языке, активист сказал:
«Армяне уедут на свою родину, кара халык – к себе, русские – в свою Рязань, татары – в свой Татарстан. Мы не сможем переселиться, у нас нет другого дома, наш дом тут!».
Именно эта речь впоследствии стала поводом для возбуждения уголовного дела по доносу главы республики Радия Хабирова. Проведенная по заказу силовиков лингвистическая экспертиза посчитала, что высказывания активиста призывают к национальной розни. Автором экспертизы стал известный своим участием в процессах против политических активистов филолог и преподаватель Айнур Хужахметов. Он перевел фразу "кара халык" в речи Алсынова как оскорбление в адрес жителей Закавказья и Центральной Азии (в значении хачи, черномазые, чурки и пр.). Дословный перевод: "кара" – чёрный "халык" – народ.
В августе 2023 года против Фаиля Алсынова возбудили уголовное дело по статье о возбуждении ненависти или вражды, а также унижении человеческого достоинства. Несколько месяцев активист находился под подпиской о невыезде. В начале января гособвинение запросило для общественника наказание в виде четырех лет лишения свободы в колонии-поселении.
«Можно сказать, он (Алсынов) оставался последним таким лидером в республике, на свободе, который имел очень большое влияние. И, конечно, Хабирову он мешал. И Хабиров лично написал донос, то есть там за одно из выступлений зацепился за какие-то слова. Продажные эксперты перевели неправильно, вынесли свой вердикт и возбудили уголовное дело, сейчас его преследуют», – считает активист, политэмигрант Руслан Габбасов.
Несмотря на то, что во время собрания возле суда люди много говорили о коррупции, бесхозяйственности и требовали отставки главы региона Хабирова, главным лозунгом собравшихся оставалось требование «Свободу Алсынову!», которое они скандировали на русском и башкирском языках. Непосредственно на месте событий и в социальных сетях сотни людей рассказывали, что знают Фаиля Алсынова лично, считают его честным и порядочным человеком, для которого интересы жителей республики всегда оставались на первом месте.
Алсынов родился в 1986 году в Зилаирском районе Башкортостана. Во время учебы на историческом факультете он стал активистом башкирской национальной организации «Кук-буре», выступавшей за сохранение национального компонента в образовании, в защиту местных традиций и башкирского языка. Во время развязанной федеральными властями кампании против первого президента Башкортостана Муртазы Рахимова пропагандисты пытались использовать образ этой организации в качестве примера проявления башкирского национализма и сепаратизма, хотя ни Фаиль Алсынов, ни его соратники не призывали к отделению республики от Российской Федерации.
Фаиль Алсынов вместе с женой и детьми, фото: страница вк
Позже Алсынов пытался наладить диалог между народом и властью через официальные общественные и молодежные организации. Однако быстро понял, что эти организации не подходят для конструктивной работы и откровенного обсуждения проблем. Тогда вместе с Русланом Габбасовым и другими башкирскими активистами Фаиль Алсынов создал общественную организацию «Башкорт». Активисты организации выступали за сохранение башкирского языка, развитие местного самоуправления, строительство социальной инфраструктуры и заботу об экологическом благополучии Башкортостана.
Вот как описывает активиста политический эмигрант из Башкортостана Руслан Габбасов:
«Фаиль Алсынов последовательно отстаивал интересы и башкирского народа, и потом многонационального народа. Он был очень популярной личностью без скандального шлейфа. Человек из простого народа, хорошо владеет башкирским языком. Хороший оратор. Его слова достигают любой глубины души башкирского простого человека. Женщина, мужчина – не важно».
В 2017 году Фаиль Алсынов вместе с единомышленниками провел митинг в защиту изучения башкирского языка в школах. Несмотря на давление со стороны властей и силовиков, а также отказ в согласовании, акция стала одной из крупнейших в новейшей истории республики, а ее организаторов позже привлекли к административной ответственности.
Фото: Руслан Габбасов
Активисты организации «Башкорт» принимали участие в защите шиханов Торатау и Куштау, на которые претендовала Башкирская содовая компания (БСК). К этому моменту многие уже знали Фаиля Алсынова как хорошего организатора и сильного оратора, выступающего на башкирском языке. Весной 2020 года суд под давлением властей признал «Башкорт» экстремисткой организацией, движение объявило о своем закрытии. Однако Фаиль Алсынов и бывшие активисты организации продолжили бороться за сохранение шиханов. В августе 2020 года попытки БСК начать вырубку леса и нападения охранников на активистов спровоцировали многодневное противостояние защитников шихана с ЧОП и силовиками. В результате активистам удалось добиться сохранения Куштау. Эта победа стала одним из главных символов взаимопомощи и сплоченности башкирского народа.
Фото: UFA1.ру
«Фаиль Алсынов – человек очень известный. Изначально он был больше известен башкирскому населению, он поднимал национальные вопросы, в первую очередь вопросы языка. Но никогда эти вопросы не поднимались по отношению к сепаратизму, отделению, выселению каких-то людей, иначе бы его давно уже закрыли бы. Общереспубликанскую известность он приобрел уже на событиях в Куштау, когда начались защиты Куштау. К тому времени «Башкорт» запретили, признали экстремистской, но люди остались. И вот он, как лидер этой организации в прошлом, организовывал людей в палаточном лагере на Куштау. Организовывал охрану, организовывал сбор денег, покупку различных вещей...», – вспоминает Руслан Габбасов.
Очевидная неправомерность обвинений, выдвинутых против известного и уважаемого активиста, возмутила многих жителей Башкортостана. Люди начали писать о своей позиции в социальных сетях, требовать оправдательного приговора на народных сходах и одиночных пикетах. К поддержке Фаиля Алсынова подключились известные общественники и деятели культуры. Среди высказавшихся за оправдание активиста – бывший заместитель премьер-министра республики профессор Ильдус Илишев, народный артист Риф Габитов, литературовед и член союза писателей Фаниль Кузбеков, режиссеры Минзаля Яхина и Регина Ишбулатова, солист башкирской государственной филармонии Ильнур Хайруллин и многие другие.
«Это тоже влияет на простой народ. Простой народ видит, что раз интеллигенция, элита выступает за него, они, тем более, значит тоже должны. И все вместе, в общем, все вкупе. Плюс сам характер башкирского народа, он всегда за свою землю, он много раз восстания поднимал в прошлом. Плюс политика Москвы, особенно в правление Путина, была антибашкирской. Запрещали язык, убрали суверенитет, Москва отказалась от продления федеративного договора, лишили [республику] президента, постоянное преследование национальных активистов. Все это возмущает башкирский народ и заставляет объединяться и выступать против», – напоминает Руслан Габбасов.
Поток обращений не остановился даже после того, как региональное министерство культуры пригрозило сотрудникам подведомственных учреждений увольнениями за поддержку Фаиля Алсынова.
Активист из Башкортостана Сагит Исмагилов пояснил, как и почему на акции в защиту Алсынова 15 января прозвучали лозунги с требованием отставки главы республики:
«Главное требование собравшихся – признание Фаиля Алсынова невиновным и завершение суда. Предложение об отставке Хабирова возникло, так как уголовное дело было начато на основе заявления главы республики. И народ считает, что глава республики, вместо того, чтобы защищать интересны вверенной ему территории и населения, лоббирует и защищает интересы копателей. И поэтому на эмоциях вполне естественно вспыхнули предложения об отставке Хабирова».
Фото: Куштау Байрам