Октябрь 2023: протесты против репрессий, экология и погромы
В октябре 2023 года в России команда «Активатики» зафиксировала 419 протестных акций в 59 регионах России, из них более трети — акции против репрессий, государственного террора и в поддержку политзаключенных.
Под акциями мы понимаем одиночные и массовые пикеты, митинги, флешмобы, народные сходы, массовые видеообращения, общественные инспекции, сбор «живых» подписей на улицах, уличные арт-акции, перформансы, народные мемориалы, а также акции прямого действия (забастовки, саботаж). В подсчетах мы опираемся на открытые и собственные источники и учитываем только низовые активистские акции. В наш мониторинг, как правило, не попадают мероприятия, организованные при явной поддержке властей, а также по инициативе системных партий или бизнес-структур.
Больше всего акций зафиксировано в Москве (69 акций), Санкт-Петербурге (51), Хабаровском крае (40), Свердловской области (20) и Новосибирской области (18).
Против репрессий и в поддержку политзаключенных состоялось минимум 166 одиночных и массовых акций. Часть из них была приурочена к Дню памяти жертв политических репрессий, который отмечается ежегодно 30 октября. Сами российские политзаключённые 30 октября провели однодневную голодовку в знак протеста против нарушения прав человека и политических репрессий в России. В акции участвовали Алексей Навальный, Владимир Кара-Мурза, Вадим Останин, Даниэль Холодный, Лилия Чанышева, Илья Яшин и Михаил Кригер.
Накануне, 29 октября, во многих городах прошла акция «Возвращение имён», посвященная памяти жертв государственного террора в СССР. В ходе акции горожане, сменяя друг друга, зачитывали имена земляков, безвинно расстрелянных в годы советской власти. Участники зачитывали имена репрессированных, а также возлагали цветы к мемориалам.
Акция памяти жертв политических репрессий в Кирове. Фото: Активатика
По данным «Avtozak LIVE», в акции приняли участие жители 21 города: это Санкт-Петербург, Новосибирск, Северодвинск, Киров, Томск, Волгоград, Вологда, Екатеринбург, Сыктывкар и другие. В Москве чтения имен прошли по 14 адресам, кроме того, москвичи приносили цветы к Соловецкому камню, где до 2019 года ежегодно проходило «Возвращение имен», организованное правозащитным центром «Мемориал».
Фото: Общество Мемориал
30 октября акции памяти жертв политических репрессий прошли минимум в 17 городах.
Участники общества «Воля и дело» провели в Петербурге акцию, расклеив плакаты с фотографиями и информацией о пятнадцати заключённых, многие из которых «пожертвовали свободой ради того, чтобы нанести реальный материальный вред административной и военной инфраструктуре государства». Среди них: Руслан Зинин, Валерия Зотова, Кирилл Бутылин, Владимир Золотарев, Игорь Паскарь, Роман Насрыев, Борис Гончаренко, Владимир Сергеев, Михаил Лазакович, Сергей Окрушко, Алексей Рожков. По словам активистов, их целью было привлечение внимания к заключенным, обвиняемым в акциях прямого действия, которые, «в отличие от узников совести, неоправданно лишены внимания и поддержки общества».
В начале октября прошли еще две серии акций, посвященных жертвам государственного террора. 3 октября, в годовщину трагических событий осени 1993 года, левые активисты в городах России почтили память защитников Белого дома.
7 октября в Москве, Казани. Петербурге, Кирове, Саратое вспоминали погибших российских журналисткок Анну Политковскую и Ирину Славину.
В течение октября в России зафиксировано 33 акции против войны с Украиной и российского милитаризма, что гораздо меньше, чем в сентябре и в летние месяцы 2023 года. Зачастую протест был непосредственной реакцией на действия и слова российских властей. Так, в Новосибирске местный житель вышел в пикет против ядерного взрыва над Сибирью, который предложила произвести Маргарита Симоньян. 18 октября Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний — 22 октября екатеринбургские активисты организовали массовый пикет против ядерных испытаний. В Улан-Удэ и Петербурге жители создали стихийные мемориалы, возложив цветы в память об убитых 5 октября в результате обстрела украинского села Гроза. В Ижевске жители продолжают выражать свое недовольство по поводу закрытия городских торговых центров, отданных под производство дронов: они рисуют граффити на стенах, в том числе «прицелы» на стенах, заборах, асфальте. Таких «прицелов» в городе было обнаружено более 50.
Фото: 66.Ru
Возможно, октябрьский спад антивоенных акций связан с тем, что в российском обществе появилась еще одна «военная» тема, снова расколовшая россиян на два лагеря: террористическая атака ХАМАС на Израиль и последовавшая за этим война на Ближнем Востоке. Начиная с 7 октября в городах России проходят как акции в поддержку Израиля, так и акции в поддержку Палестины, участники которых называют Израиль агрессором. При этом акции в поддержку Израиля проходили в мирных формах - несколько пикетов и возложения цветов к синагогам, а также большая коллективная молитва в Москве. Акции же в поддержку Палестины, начавшиеся с пикетов и автопробегов, в некоторых регионах быстро переросли в еврейские погромы. 28 октября в Черкесске несколько сотен человек вышли на митинг к дому правительства с требованием не пускать на территорию Карачаево-Черкесской республики приезжих из Израиля и выселить из региона всех евреев. Вечером этого же дня в Хасавюрте толпа людей пришла к отелям, где, по их мнению, разместились беженцы из Израиля. Перед этим в социальных сетях распространялись призывы поджечь отели с «израильскими беженцами». В Кабардино-Балкарии подожгли здание строящегося еврейского культурного центра. Кульминацией стал захват вечером 29 октября международного аэропорта Махачкалы, куда прилетел рейс из Тель-Авива. Несколько сотен человек прорвались на взлетно-посадочную полосу в поисках «беженцев из Израиля». После погрома в аэропорту Дагестана пострадали девять полицейских, двое были госпитализированы. Однако власти не спешат предъявлять уголовные обвинения участникам погромов, в отличие от больших протестных акций последних лет, когда задержанных сразу помещали в СИЗО и возбуждали административные и уголовные дела («Московское дело», «Ингушское дело», антивоенные протесты 2022 года и т.д.).
Вероятно, важную роль сыграло то, что путинский режим недвусмысленно поддержал ХАМАС. Так, 13 октября в Бишкеке, во время своей первой заграничной поездки после выдачи ордера Международного уголовного суда на его арест, Владимир Путин в своей речи сравнил сектор Газа с блокированным во время Второй мировой войны Ленинградом и заявил о необходимости создания независимого государства Палестина. Причиной эскалации конфликта он назвал «провалившуюся внешнюю политику США». После выступления Путина, ХАМАС поблагодарил его за поддержку Палестины. Соответствующие заявления властей не раз прозвучали и в российских СМИ.
«Массированная кампания в поддержку ХАМАС и против Израиля привели к тому, что антисемиты почувствовали — их идеи являются социально-одобряемыми и скрывать их незачем», — считает политолог Аббас Галлямов.
«Москва выбрала сторону, однозначно поддержала Иран и ХАМАС. Поэтому есть, вероятно, часть российского общества, готовая это воспринять как некий месседж о том, что латентный антисемитизм может перейти в открытую форму», - прокомментировал «Радио Свобода» израильский политолог, профессор Зеэв Ханин.
Фото: SOTA
На втором месте в октябре — экологические протесты, которые традиционно входят в ТОП-3 протестной повестки. За месяц прошло минимум 47 акций в 21 регионе. В Москве выходили в защиту Салтыковского лесопарка, Косинского парка, Битцевского леса, в Йошкар-Оле - против вырубки и застройки Сосновой рощи многоэтажками.
Жители штурмуют стройплощадку в Косинском лесопарке. Фото: Активатика
В Новосибирске провели акции в защиту городских лесов, против загрязнения воздуха и потребовали снести дамбу, из-за которой пересыхает река. В Костромской, Свердловской, Ульяновской, Ивановской областях и Дагестане прошли акции против мусорных полигонов. В Москве и Калининграде активисты организовали пикеты против цирков с животными. В Ленинградской области организовали сход и собрали 13 000 подписей против строительства глиноземного завода, в Подмосковье протестуют против вырубки леса для строительства нового завода концерна «Крост», а в Казани прошел пикет против бетонного завода на берегу Казанки.
Народный сход против глиноземного завода в Ленинградской области. Фото: Активатика
В течение всего октября продолжался объявленный активистом и писателем Павлом Пашковым всероссийский флешмоб против законопроекта о сплошных вырубках на Байкале.
Велопробег против мусорного полигона в Ульяновской области. Фото: Симбирский шугожор
36 акций было посвящено городским проблемам. Первоуральский активист Константин Пастухов принес к мэрии бутылки с грязной водопроводной водой, чтобы заставить чиновников обратить внимание на проблемы с водоснабжением. В Алтайском крае 100 садоводов СНТ «Росинка» вышли на протест из-за разбитой дороги.
Оригинальную акцию придумали в Томске — активисты приклеили к мёртвым деревьям глаза, превратив коряги и пни в арт-объекты — «монстров». Таким образом они пытаются обратить внимание жителей Томска и чиновников на проблемы с городским озеленением.
Фото: Говорит НеМосква
В нескольких регионах жители протестуют против региональных законов о комплексном развитии территории (КРТ), который предусматривает снос частных домов или «хрущёвок» ради многоэтажек. Жители Николаевки в Красноярске проиграли суд о сносе своего микрорайона. В знак протеста они вывесили на домах красные флаги, а позже записали видеообращение.
Петербуржцы, выступающие против закона и КРТ, запустили тыквенный флешмоб, во время которого жители фотографируются и снимают ролики с тыквами на фоне своих домов, подпадающих под снос. По так называемому закону о КРТ, принятому в июне прошлого года, владельцев панельных домов 1957-1970-х годов постройки, фактически выселят на улицу, выдав денежную компенсацию, которая не позволит купить равноценное жилье в том же районе. «Помни, Беглов, в 2024 году твой срок превратится в тыкву», — обратились организаторы флешмоба к губернатору.
Фото активистов
Градозащитные мероприятия (27 акций) проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Пензе и Нижнем Ломове (Пензенская область). В Петербурге градозащитники, объединившись с жителями Васильевского острова, выступающими против северного намыва, провели серию пленэров: художники рисовали зеленые природные территории и исторические здания, которым грозит уничтожение.
3 октября петербуржцы вышли на срочный сход из-за возобновившегося незаконного сноса Дома Устинова на ул. Егорова, 23. Несмотря на то, что активистам удалось с помощью архивных материалов и судебной экспертизы доказать факт постройки здания до революции, суд вынес решение об отказе в иске о признании здания дореволюционным. После этого застройщик - группа ЛСР возобновил демонтажные работы. 17 октября активист Дмитрий Кузьмин вышел к Смольному с плакатом: «Беглов, не будь пустым местом! Спаси Дом Устинова!».
В 6 регионах работники пытались отстоять свои трудовые права. Около тридцати дорожных работников МП «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление» Читы объявили забастовку из-за долгов по зарплате. Телеграм-канал Забастком сообщает, что в результате акции сотрудники ДМРСУ получили задержанные зарплаты в полном объеме. Через несколько дней в Чите из-за невыплаты обещанной зарплаты объявили забастовку работники ООО «АМК», которое занимается газификацией частного сектора.
В Иркутской области рабочие Ковыктинского газового месторождения с 4 октября отказались выходить на работу из-за невыплаты зарплат и отсутствия зимней спецодежды. В подмосковном Клину 25 октября устроили забастовку водители такси.
В Кемеровской области водители скорой помощи заявили об аварийном состоянии машин и отсутствии запчастей для них. Хабаровские сотрудники скорой помощи записали видеообращение, в котором потребовали справедливой оплаты труда.
В Новомосковске Тульской области продолжается протест против закрытия радиологического блока. В сентябре жители выходили на митинг, а 4 октября провели массовый пикет возле здания министерства здравоохранения