Минимум 65 экоактивистов пострадали из-за антивоенной позиции
«Эколого-кризисная группа» (ЭКГ) опубликовала обзор давления на экоактивистов, выступающих против российской военной агрессии, за полтора года войны. Мы поговорили с Виталием Серветником, координатором программы Российского социально-экологического союза по поддержке экоактивистов.
«В очередной раз на примере нашего мониторинга мы видим, что наибольшее число случаев давления на экоактивистов за антивоенные выступления совпадает с регионами давления за экозащитную деятельность. Это традиционно столицы - Москва, Московская область и Санкт-Петербург, где в принципе больше всего людей в стране. Но также это не самые населённые Архангельская область и Республика Коми, где ранее именно экологический протест, Шиес, привёл к смене губернаторов обоих регионов. Также вверху рейтинга Краснодарский край, Башкортостан и Татарстан - они известны читателям обзоров ЭКГ своими экологическими "горячими точками" и экопротестами», — рассказал Серветник.
Как минимум 65 экоактивистов подверглись преследованиям за выражение несогласия с военной агрессией.
По данным экспертов, регионом — лидером по числу случаев давления является Архангельская область: здесь зафиксированы преследования 16 активистов, назначено 20 административных штрафов общей суммой более 600 тыс. рублей. Двух активисток Шиеса — Юлию Чапурину и Елену Калинину — оштрафовали на 130 тыс. рублей каждую по уголовному делу о повторной дискредитации российской армии (ч. 1 ст. 280.3 УК РФ). В отношении еще двоих активистов Шиеса, Анатолия Арсеева и Владимира Котова, возбуждены уголовные дела по этой же статье, но приговор пока не вынесен.
В Республике Коми административные и уголовные дела были возбуждены в отношении 8 активистов. Владислав Краваль в июне 2023 года был осуждён на 6 лет и 3 месяца лишения свободы за звонок в военкомат и порчу провоенного баннера. Еще один активист из Республики Коми, Алексей Семенов, находится под следствием и подпиской о невыезде.
В подмосковных Мытищах в отношении экоактивиста Александра Бахтина было возбуждено сразу три уголовных дела по статье о распространении «фейков» про российскую армию по мотиву политической вражды (ч. 2 ст. 207.3 УК РФ) — из-за трёх разных постов во «ВКонтакте». 11 августа Бахтина приговорили к шести годам лишения свободы в колонии общего режима, ему запретили администрировать сайты в течение трех лет и назначили принудительное амбулаторное лечение у психиатра.
«Это отлично показывает, что, во-первых, гражданская активность и протест не кончились в России, как это может казаться из-за рубежа.
Во-вторых, это подтверждает наш тезис о том, что защита природы и своих экоправ приводит к ещё большей политизации, превращению жителей в граждан. При этом не так важно, подавляют власти экопротест или пытаются решить экопроблемы, опасаясь политизации: в любом случае политизация происходит. Либо активисты воодушевляются успехом и продолжают, либо озлобляются на неработающую и репрессивную систему и требуют уже более системных изменений.
Мы видим, как и региональные власти, и федеральные пытаются маневрировать в этой области, но политизация происходит всё равно. Именно поэтому поддержка низового экологического активизма в России сейчас важна, как никогда: и для скорейшего завершения режима, и для последующего восстановления гражданского общества», — считает Виталий Серветник.
Сравнивая статистику антивоенного давления и давления по экологическим протестам, можно заметить ряд отличий, говорят эксперты. По антивоенным статьям чаще возбуждаются уголовные дела. Штрафы за экологические протесты, как правило, назначаются по статьям, предусматривающим штраф в 10—15 тыс. рублей, тогда как средний штраф за пацифизм — 30 тыс. рублей. Нередко в отношении одного человека составляются несколько протоколов.
Так, в мае 2022 года защитницу сквера у Драмтеатра в Екатеринбурге Алёну Смышляеву оштрафовали восемь раз на общую сумму 242 тыс. рублей. Семь штрафов она получила за посты в Facebook, один — за участие в антивоенной акции 6 марта. В отношении нее проводилась доследственная проверка по статье о «фейках» про армию, после чего активистка уехала из России.
Восемь протоколов об административных правонарушениях и одно уголовное дело получил вологодский активист и блогер Евгений Доможиров, также покинувший Россию.
На данный момент как минимум 11 экоактивистов публично заявили об эмиграции из России в связи с давлением по антивоенным статьям.
Фото: ЭКГ