Что известно о расстреле на полигоне в Солоти
Родственники убитых военнослужащих, совершивших, по версии Минобороны, теракт на полигоне Солоти в Белгородской области, рассказали о своих близких.
Утром 15 октября двое (по некоторым версиям трое) таджиков во время учений развернули оружие против командира и других добровольцев и устроили беспорядочную стрельбу. В результате погибло не менее 11 человек, ранено не менее 15. Сами стрелявшие убиты. Некоторые источники сообщают о том, что третий «террорист» скрылся.
Один из стрелявших Эксон Аминзода оказался сыном бывшего высокопоставленного сотрудника таджикского БЭПа Тоджиддина Аминзода. Сейчас он работает в администрации Хатлонской области. Брат Эксона Фируз рассказал, что тот приехал в Москву семь месяцев назад с целью заработать денег на свадьбу и работал в ресторане, дома его ждала невеста. Идти на войну Эксон не собирался.
«У брата не было российского гражданства, он работал по патенту. Сейчас меня вызвали в военную прокуратуру. Вчера мне сообщили о случившемся. Как он оказался в Белгороде, мы не знаем. Брат не был террористом, и у него не было таких мыслей. Он обычный иммигрант, который хотел работать и строить свою жизнь», - цитирует слова Фируза Аминзода издание SOTA.
10 октября Эксон сообщил брату по телефону, что встретил каких-то знакомых возле станции метро «Люблино» и вернётся домой поздно. После этого он перестал выходить на связь. По словам Фируза, его брат не был исламским радикалом, иначе его не взяли бы на работу в ресторане.
Эксон Аминзода , фото - SOTA
Согласно официальной версии, Эксон добровольно был мобилизован военкоматом Чертановского района Москвы. 11 октября он прибыл в воинскую часть в с. Солоти Валуйского городского округа, а 15 октября он устроил стрельбу на полигоне.
Вторым стрелявшим оказался заключенный ИК-1 в Брянской области Мехроб Рахмонов. Он отбывал срок за наркотики. Глава правозащитной организации «Тонг жахони» Валентина Чупик сообщила «Дождю», что к ней обратились родственники гражданина Таджикистана, убитого на полигоне в Солоти. Они рассказали, что две недели назад погибший звонил им из колонии и жаловался, что его сильно бьют и угрожают «опустить», если он не подпишет контракт и не отправится на войну в Украине.
Родственники сообщили, что наркотики убитому подкинули и вымогали взятку, но так как денег у гражданина Таджикистана не было, взятку он не дал и попал в колонию.
Издание ASTRA со ссылкой на рассказ одного из свидетелей, который был на полигоне, сообщило, что накануне конфликта несколько военнослужащих попытались написать рапорты о том, что они не хотят больше служить. Среди них были дагестанец, азербайджанец и адыгеец. Причиной они назвали то, что «это не их война».
После этого подполковник Андрей Лапин собрал всех у плаца, где происходит построение и поют гимн. Он начал говорить, что «это священная война». Таджики возразили, что священная война — это война мусульман с неверными. В ответ Лапин заявил: «Аллах, значит, трус, если он не разрешает воевать за ту страну, которой ты дал присягу». Уже тогда возник конфликт, присутствующие начали толкаться. Стрельба произошла через полтора часа после этого собрания.
По словам собеседника ASTRA, только он видел на полигоне 32 трупа, включая подполковника Лапина и двоих нападавших. Он утверждает, что третий стрелявший младший сержант Ами отстрелил проволоку на заборе и убежал с оружием, его до сих пор не поймали.
До сих пор неизвестен полный список погибших на полигоне в Солоти. Два человека из опубликованных списков вышли на связь с «Дождем» и сообщили, что накануне инцидента их перевели в другую часть, благодаря чему они остались живы. Некоторые СМИ сообщали, что на полигоне были мобилизованные из Брянской области, отказавшиеся ехать в Украину. Однако губернатор Брянской области опроверг эту информацию. Губернатор Нижегородской области, напротив, подтвердил, что среди погибших были жители Нижегородской области. По его словам, они добровольно отправились на фронт.
Фото: Gulag